rss twitter

20 июл. 2012 г.

История успеха вертолетов Сикорского

Все, кто хоть немножко интересовался авиацией, слышали об Игоре Сикорском. Если спросить, чем знаменит Сикорский, большинство ответит, что он изобрел вертолет. Другие, знающие больше, скажут, что Сикорский изобрел схему вертолета с одним несущим винтом, третьи вспомнят байку о том, как вертолеты сикорского стали знаменитыми.
Тот самый эпизод спасения с помощью вертолета
Начну с самого интересного, с истории успеха компании Сикорского. По просторам интернета бродит байка о том, что якобы энтузиаст вертолетостроения Игорь Сикорский, занимавшийся по долгу службы разработками самолетов, собрал таки вертолет на заднем дворе не надеясь особо на его коммерческий успех. И вот однажды на восточном побережье США разыгрался сильный шторм, недалеко от берега терпела бедствие баржа. Береговая охрана была беспомощна... И тут вспомнили о диковинной машине Сикорского. Пишут, что это был первый вертолет построеный Сикорским в США, и что он лично его пилотировал спасая моряков. На утро все газеты США написали об этом случае. Тут то к вертолетам Сикорского и пришла известность, и поверили в них, и стали покупать их...

На самом деле, это байка. Все произошло совсем не так. История со спасением моряков случилась в ноябре 1945 года, когда первый прототип вертолета VS-300 (потому, что третий вертолет Сикорского, первые два были построены еще в России) прозванный "Игоревским кошмаром" и "Гадким утенком" уже был сдан в музей в качестве экспоната. Еще в 1942 году компания Сикорского получила заказ на производство вертолетов S-47 (XR-4 "Летающая ветряная мельница", "Flying windmill") от армии США.
Гадкий утенок  VS-300 
На самом деле, описанная история была первым в мире случаем спасения людей вертолетом без посадки. На завод в Бриджпорте действительно позвонили из береговой охраны и спросили смогут ли там помочь. Не так давно береговая охрана США проводила испытания, чтобы проверить возможность спасения людей с помощью вертолета с помощью лебедки, но в реальных условиях, да еще и во время шторма такого еще никто не делал. У Сикорского был вертолет R-5 с недавно установленным гидроподъемником. Пилотировал его Джим Винер племянник Игоря Сикорского и вертолетчик-испытатель его компании. Двоих человек по очереди доставили на берег, причем капитана баржи не удалось поднять на борт, так как устройство заклинило. Он так и провисел на тросе до самого берега. Именно этот эпизод и снял фотокорреспондент одной из местных газет. Конечно, эта история стала очень резонансной, но первые заказы  компания Сикорского получила гораздо раньше.
Легендарный Сикорский UH-60 "Черный ястреб"
Что же касается "схемы сикорского" с одним несущим и одним рулевым винтом, то Игорь Сикорский получил на нее патент в 1931 году. Такая же схема была предложена Борисом Юрьевым (учеником и зятем самого Николая Жуковского, создателя аэродинамики) в 1911 году, а в 1912-м, Юрьев получил золотую медаль на международной выставке продемонстрировав модель вертолета с одним несущим и одним рулевым винтом и автоматом перекоса.

Что же Сикорский? В чем его заслуга, в таком случае? Игорь Сикорский увидел перспективы такой схемы тогда, когда большинство авиаконструкторов видели будущее в вертолетах с двумя несущими винтами расположенными поперечно. Он построил вертолет, усовершенствовал его, нашел заказчиков и запустил в производство. Да и автоматы перекоса винта у Юрьева и Сикорского отличаются. 

Именно Сикорского называют создателем вертолета, его вклад наиболее весом. Нам очень повезло, что Сикорский оказался не только гениальным инженером, но еще и хорошим бизнесменом. Не так давно экспериментальный вертолет компании Сикорского построенный по новой схеме Х-2 достиг скорости 460 км/ч, побив тем самым рекорд скорости для вертолетов в горизонтальном полете.

S-97, перспективная разработка компании. Уже по совсем другой схеме.
А первые вертолеты изобрели в Китае около 400 года нашей эры. Это была палочка с перьями, которую можно было раскрутить между ладоней. Потом были идеи Леонардо Давинчи, Ломоносова, д’Амекура... Но Сикорский все равно "вертолетчик номер один", его вертолеты были серийными.