Что такое фрегат

История фрегатов началась в далеком 15 веке. Так назывались легкие парусно-гребные (могли ходить как под парусом, так и на веслах) суда отличительной особенностью которых были скорость и маневренность. Фрегат, это боевой корабль, но история этим определением не ограничивается…

"Guepratte" французский фрегат типа «Лафайет»

«Guepratte» французский фрегат типа «Лафайет»

Происхождение слова фрегат

Слово «фрегат» скорее-всего происходит от латинского aphractus или aphractum которое в свою очередь произошло от греческого aphraktos. Так назывались корабли без палубы «открытый корабль».

Вторая версия гласит, что это слово происходит от итальянского «фрегата» fregata! (Да, в итальянском языке фрегата — женского рода). Которое в свою очередь происходит от слова fabricata, что означает «построенная», что, возможно, хотя не точно, намекает на то, что эти суда создавались по единому проекту.

Впервые фрегаты были использованы во время Восьмидесятилетней войны (между Нидерландами и Габсбургской Испанией). Они были частью так называемой Дюнкеркской флотилии, попросту корсарами (или пиратами), которые при поддержке испанского правительства атаковали голландские торговые суда.

Попытки голландцев противодействовать корсарам на море не дали значительных результатов. С того времени фрегаты начали пользоваться популярностью, особенно преуспели на этом поприще французские кораблестроители.

Парусные фрегаты

Парусные фрегаты были быстрыми и маневренными, могли действовать самостоятельно и в составе эскадры, а главное, стоили дешевле, чем линейные корабли. Для постройки этого типа судна использовалась более дешевая древесина. Это был универсальный и надежный корабль.

"Корабль Ее величества" Dartmouth. 17-й век

«Корабль Ее величества» Dartmouth. 17-й век

Все это способствовало тому, что к 17 веку фрегаты стали самым распространенным классом кораблей. Обычно они использовались и в мирное и в военное время с одинаковой интенсивностью, в отличии от больших линейных кораблей.

Классический парусный фрегат — трехмачтовое судно водоизмещением от 800 до 1000 тонн (линейный фрегат) с одной или двумя палубами и 20-30 орудиями на борту. В те времена, парусный фрегат — это и боевой корабль и торговое судно одновременно.

Пар и колеса

В начале 19 века появился гибрид — параходофрегат. При сохранении парусного вооружения добавлялась паровая машина с гребными колесами. Позже, примерно в середине века, колеса фрегата заменили гребным винтом.

По мере того как на море стали появляться броненосцы все большего и большего размеров, фрегаты перестали участвовать в бою, их задачи свелись к разведке и терроризированию торговых караванов.  Поэтому старое название забылось и появилось новое — крейсер.

До начала Второй мировой войны ни о каких фрегатах речи не шло. Но британскому флоту понадобился класс кораблей которые были бы меньше (и дешевле) эсминца но при этом могли сопровождать транспортные конвои и бороться с подводными лодками противника.

Так фрегат появился снова…

Что такое фрегат сегодня

Сегодня фрегат, это боевой корабль меньше эсминца, но больше корвета. Современный фрегат — это тоже универсальный корабль среднего волоизмещения. В зависимости от решаемых задач это может быть:

Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс "Семь провинций"

Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс «Семь провинций»

Также, в зависимости от тоннажа разделяются на «первый» и «второй» классы.

В СССР такие корабли именовались «Сторожевой корабль».

В зависимости от задач, размеры и оборудование могут значительно отличаться.

Например, фрегаты ПВО ВМС Голландии класса «7 провинций» вооружены 8 противокорабельными ракетами (ПКР) и 40 зенитными. Но, кроме того, имеются торпеды и вертолет для борьбы с субмаринами. Полное водоизмещение — 6000 тонн.

Французский «Лафайет» при полном водоизмещении 3600 тонн несет на борту 8 ПКР, а для отражения атаки с воздуха имеет только две 20 миллиметровых орудия и один ракетно-зенитный комплекс ближнего радиуса действия «Кроталь».

Зато построен корабль по технологии малой радиолокационной заметности и на радарах должен выглядеть как совсем небольшое судно размером с катер.

Южнокорейский «Ульсан» еще меньше (2350 тонн), оснащен гидроакустической станцией, шестью торпедами, 12 глубинными бомбами и 8 ПКР «Гарпун».

А самым большим считается тип «Баден-Вюртемберг» ВМС Германии. Его полное водоизмещение 7200 тонн, что вполне позволяет отнести его к эсминцам. При этом отсутствует оборудование и вооружение для борьбы с подводными лодками противника (кроме вертолета).

Все перечисленные типы фрегатов также вооружаются пушками и пулеметами разных калибров и могут нести один вертолет (кроме немецкого «Баден-Вюртемберг», у которого 2 ангара для вертолетов NH 90).

И сегодня и во все времена такой класс кораблей как фрегат был и будет востребован.

Ведь это «рабочая лошадка» для большинства флотов мира. Ведь фрегат, по определению должен быть способен к самостоятельным операциям в открытом море. Все, что больше, уже дороже и не всем державам по карману.

Еще интересное:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *