rss twitter

22 дек. 2018 г.

Фрегат, какой сейчас и каким был

История фрегатов началась в далеком 15 веке. Так назывались легкие парусно-гребные (могли ходить как под парусом, так и на веслах) суда отличительной особенностью которых были скорость и маневренность.
"Guepratte" французский фрегат типа «Лафайет»
Слово "фрегат" скорее-всего происходит от латинского aphractus или aphractum которое в свою очередь произошло от греческого aphraktos. Так назывались корабли без палубы "открытый корабль".

Впервые фрегаты были использованы во время Восьмидесятилетней войны (между Нидерландами и Габсбургской Испанией).



Они были частью так называемой Дюнкеркской флотилии, попросту корсарами (или пиратами), которые при поддержке испанского правительства атаковали голландские торговые суда.

Попытки голландцев противодействовать корсарам на море не дали значительных результатов. С того времени фрегаты начали пользоваться популярностью, особенно преуспели на этом поприще французские кораблестроители.

Парусный флот

Фрегаты были быстрыми и маневренными, могли действовать самостоятельно и в составе эскадры и стоили дешевле, чем линейные корабли. Для постройки этого типа судна использовалась более дешевая древесина. Это был универсальный и надежный корабль.
"Корабль Ее величества" Dartmouth. 17-й век
Все это способствовало тому, что к 17 веку фрегаты стали самым распространенным классом. Обычно они использовались и в мирное и в военное время с одинаковой интенсивностью, в отличии от больших линейных кораблей.

Классический фрегат парусной эпохи — трехмачтовое судно водоизмещением от 800 до 1000 тонн (линейный фрегат) с одной или двумя палубами и 20-30 орудиями на борту.

Пар и колеса

В начале 19 века появился гибрид параходофрегат. При сохранении парусного вооружения добавлялась паровая машина с гребными колесами. Позже, примерно в середине века, колеса заменили гребным винтом.

По мере того как на море стаи появляться броненосцы все большего и большего размеров, фрегаты перестали участвовать в бою, их задачи свелись к разведке и терроризированию торговых караванов.  Поэтому старое название забылось и появилось новое — крейсер.
До начала Второй мировой войны ни о каких фрегатах речи не шло. Но британскому флоту понадобился класс кораблей которые были бы меньше (и дешевле) эсминца но при этом могли сопровождать транспортные конвои и бороться с подводными лодками противника.

Так фрегат появился снова...

В наше время

Сегодня фрегат, это боевой корабль меньше эсминца, но больше корвета. В зависимости от решаемых задач это может быть:
Голландский фрегат HNLMS Tromp, класс "Семь провинций"
Фрегат УРО (Управляемое ракетное вооружение), ПВО (противовоздушная оборона) или ПЛО (противолодочная оборона). Также, в зависимости от тоннажа разделяются на "первый" и "второй" классы. 
В СССР такие корабли именовались "Сторожевой корабль".
В зависимости от задач, размеры и оборудование могут значительно отличаться.

Например, фрегаты ПВО ВМС Голландии класса "7 провинций" вооружены 8 противо-корабельными ракетами (ПКР) и 40 зенитными. Но кроме того имеются торпеды и вертолет для борьбы с субмаринами. Полное водоизмещение 6000 тонн.

Французский «Лафайет» при полном водоизмещении 3600 тонн несет на борту 8 ПКР, а для отражения атаки с воздуха имеет только две 20 миллиметровых орудия и один ракетно-зенитный комплекс ближнего радиуса действия "Кроталь". Зато построен корабль по технологии малой радиолокационной заметности и на радарах должен выглядеть как совсем небольшое судно размером с катер.

Южнокорейский "Ульсан" еще меньше (2350 тонн), оснащен гидроакустической станцией, шестью торпедами, 12 глубинными бомбами и 8 ПКР «Гарпун».

А самым большим станет (скорее всего в 2019 году) тип «Баден-Вюртемберг» ВМС Германии. Его полное водоизмещение 7200 тонн, что вполне позволяет отнести его к эсминцам. При этом отсутствует оборудование и вооружение для борьбы с подводными лодками противника (кроме вертолета).

Все перечисленные типы фрегатов также вооружаются пушками и пулеметами разных калибров и могут нести один вертолет (кроме немецкого «Баден-Вюртемберг», у которого 2 ангара для вертолетов NH 90).

Еще интересное: