Карпулинг и райдшеринг

Оба эти термина описывает один и тот же процесс. Car-pooling — наполнение машины (pool — это не только бассейн, это еще и «наполнять») и Ride-searing — Разделять поездку. В обоих случаях речь идет о том, что водитель и его попутчики путешествуют вместе по одному маршруту ради экономии. Базовая идея райдшеринга, это разделения расходов на топливо между пассажирами и владельцем авто. Изначально ни о каком бизнесе не было и речи, только экономия.

В отличие от каршеринга, это не аренда автомобиля, а поиск попутчиков к заранее запланированной поездке.

Карпулинг и райдшеринг

История

Вторая мировая война была войной моторов. А так как и автомобили и самолеты и корабли по сути использовали один и тот же ресурс для топлива (нефть), его приходилось экономить. Так впервые в США появился райдшеринг как массовое явление. В то время никакой разницы между каршерингом, карпулингом и райдшерингом не делали и то и другое и третье означало лишь, что водитель берет попутчика который оплачивает часть стоимости бензина.

Плакат каршеринг

Едешь один — едешь с Гитлером!

После окончания войны интерес к клубам каршеринга снизился, но вырос снова в 70-е в связи с ростом цен на бензин в США. В то же время в Европе карпулинг модным не был, так как система общественного транспорта была развита гораздо лучше чем в Соединенных Штатах. Во многих небольших городах США общественного транспорта не существует из-за ненадобности, у всех есть личное авто, автобусы и поезда просто не востребованы.

Именно из-за специфической американской географии райдшеринг возник именно в этой стране. Много автомобилей, самая разветвленная сеть дорог и привычка путешествовать на большие расстояния. В таких условиях появился и автостоп и райдшеринг, который в отличие от автостопа подразумевает, что владелец машины и его пассажиры договариваются о поездке заранее и разделяют расходы. Автостопщики же не платят ни за топливо ни за услугу.

Карпулинг в США

Источником следующей волны развития карпулинга стали студенты и пробки. Проблемой студентов был не дорогой бензин, а ограниченное количество мест на парковках университетов, приходилось договариваться и поочередно подвозить друг-друга на учебу. С другой стороны, из-за быстрого роста городов и количества авто у граждан, они простаивали в заторах по пути на работу и обратно по несколько часов. Для борьбы с пробками в США стали появляться специальные полосы для общественного транспорта и авто с 2 и более пассажирами — полосы высокой загруженности.




Специальная полоса большой нагрузки

Полоса только для «полных» машин

Так появился еще один стимул — экономия времени. Но главный импульс для развитии явления дал интернет.

Райдшеринг как бизнес

Существует 3 вида карпулинга/райдшеринга

  1. Случайный или спонтанный
  2. Регулярный
  3. В реальном времени

Спонтанный райдшеринг

Первый тип появился благодаря выше описанным полосам высокой загрузки. Попутчики ожидают машину в заранее отведенных местах. В такой модели пассажир ничего не платит и не компенсирует затраты. Выгода водителя в том, что он может воспользоваться специальной полосой, выезд на которую без пассажиров запрещен. В столице Индонезии Джакарте, с ее легендарными пробками именно водитель платит пассажирам за возможность покатать их по такой полосе, а не наоборот.

Регулярный райдшеринг

Карпулинг с регулярными маршрутами. В качестве водителей здесь выступают коммерческие перевозчики с заранее установленным расписанием поездок.

Динамический райдшеринг

Или райдшеринг в реальном времени, или P2P карпулинг. Как бы это не называли не важно. Хорошо всем знакомый BlaBlaCar родом их Франции. И водители и попутчики — частные лица, которым просто по пути, задача сервиса помочь им найти друг-друга и сократить расходы на поездку.

Где же прибыль?

Сама философия райдшеринга не подразумевает получение прибыли, а значит и бизнеса на райдшеринге не создать? Не совсем так. Сервисы используют, с разной спепенью успеха,  два похода к монетизации:

  1. Подписка
  2. Комиссия с пассажира

Транзакционная модель — это комиссия с каждой поездки, она наиболее популярна. Так как философия карпулинга не предусматривает для владельца машины заработка на поездке, комиссию платит пассажир, как более заинтересованный в услуге.

В случае с подпиской, пользователь оплачивает доступ к сервису на определенный период: день, неделю или месяц. Платит в этом случае тоже пассажир. Обе модели использует и пресловутый BlaBlaCar, в разных странах, разный подход. Так как компания не публичная никаких данных об эффективности той или иной модели нет.

Рынок райдшеринга

Если попробовать поискать на рынке конкурентов французов, окажется, что их не так уж и много. В Европе до 2015 года неплохо развивалась компания Carpooling.com, но ее купила BlaBlaCar, украинский стартап Подорожники и российский BeepCar также были поглощены французским монополистом. Конкуренция довольно слабая, так может и перспектив для рынка карпулинга не существует?

Показательно поведения и самого крупного райдшеринга в мире, BlaBlaCar запускает BlaBlaLines и BlaBlaBus вторгаясь на чужую территорию (Uber-подобных приложений и регулярных автобусных перевозок).

Райдшеринг

Экспансия в США, родину райдшеринга не планируется. Предлогом называется низкая стоимость бензина и неудобные города. Но скорее всего у монополиста нет бизнес интересов в богатой и насыщенной автомобилями Северной Америке, хотя казалось бы все на месте, и и дороги и машины и традиции. Крупнейший и старейший сервис в США — Zimride больше занят конкуренцией с Убер в проекте Lyft чем собственно райдшерингом.

Другие компании (Carma, Sidecar, RideScout, Tripda, PopaRide…) все вместе взятые не дотягивают до монстра BlaBlaCar ни по объему инвестиций ни по количеству пользователей (около 70 миллионов). Что уж говорить о европейском рынке, где конкурентов не разглядеть без микроскопа (Motar, Djump, Ants). Возможно более интересным для БлаБлаКар может стать Азия, где уже вовсю орудуют индийские стартапы RideIT, sRide или китайские Didapinche и сервис Hitch от DiDi.

Пока райдшеринги пытаются проникнуть на другие рынки, происходит и обратный процесс. Самый известный пример экспансии — UberPool. В отличие от классического Uber который на самом деле еще какое такси, UberPool  — действительно райдшеринг. Хотя для Убер это только один из видов тарифа, идеология разделения затрат сохраняется, но делится уже не между только между пассажирами. Комиссия как и взимается с заработка водителя.

Известный израильский навигатор недавно запустил услугу Waze Carpool, сейчас услуга доступна в Израиле, США и Бразилии. Проект позиционируется как социальный, цель которого борьба с пробками, и скорее всего таким и останется.

Карпулинг похож скорее на социальное явление, чем на бизнес. Тем не менее монетизировать его вполне возможно, что демонстрирует BlaBlaCar сообщая в пресс релизах о получении прибыли с 2018 года, в отличие от Убер, который еще ни разу не стал прибыльным бизнесом.

Поделиться:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *