Почему Ан-2 Кукурузник?

Есть и у нас в работе красота,
Не зря зовемся пахарями неба
Владимир Трошин. «А мы летаем на АН-2»

Так уж повелось, что люди далекие от авиации повадились назвать практический любой не комфортный самолет кукурузником. В большей степени это, конечно, относится к летательным аппаратам оснащенным пропеллерами (хотя двигатели то практически те же что и на реактивных самолетах, просто на валу у них — воздушный винт). Но самолет по имени «Кукурузник» — вполне заслуживает уважения. Уж поверьте.

Ан-2 в Музее авиации. Киев

Ан-2 в Музее авиации. Киев

История первого Кукурузника

Изначально прозвище кукурузник дали совсем не Ан-2 конструкции Олега Антонова. Кукурузником назывался самолет По-2 (У-2), тоже по своему легендарный.

Дорогой ты наш У-2! Работяга-кукурузник… 
Мы когда-нибудь тебе памятник поставим.
«В бой идут одни старики»

Этот самолетик можно увидеть в знаменитом фильме «В бой идут одни старики», именно на нем прилетали Зоя и Маша. Во время Второй Мировой войны По-2 использовался в качестве ночного бомбардировщика. Немцам его было очень трудно сбить и доставлял он им много хлопот.




Из-за низкой скорости зенитчики промахивались (стреляли то с упреждением), а из-за скорости же и высокой маневренности биплана истребители никак не могли «зайти ему в хвост».

Говорят, что пилоты По-2 просто делали виражи маленького радиуса и более быстрые немецкие истребители проскакивали мимо. Даже оснащенные радарами ночные истребители Messerschmitt Me.210 Bf 110 G-4 (хотя вряд ли и пытались, по крайней мере примеров их встречи найти не удалось) и «переделанные» из разведчиков FW.189 Behelfsnachtjoger не могли ничего поделать с «кукурузником» — на радаре деревянного По-2 не видно.

С 1929—1953 было выпущено более 40 000 По-2.
И если бы не Cessna 172 Skyhawk, быть бы По-2 самым массовым самолетом в мире, а так, только второе место.

Почему Ан-2 «Кукурузник»?

Когда в 1950 году (первый полет в 1947) начал выпускаться Ан-2, первоначально предназначенный для сельского хозяйства (разрабатывался под «именем» СХ-1 или СХА) звание «кукурузник» перешло от По-2 к нему по наследству. И хотя в судьбе Ан-2 принимал участие и Никита Хрущев, все же «кукурузником» самолет Ан-2 прозвали скорее-всего не из-за его увлечения кукурузой.

Ан-2 проектировался таким образом, что мог взлетать и садится практически с любого более-менее ровного поля. Что еще интересно, так это то, что самолет совершенно не подвержен сваливанию (и не входит в штопор, соответственно), чрезвычайно устойчив, да еще и ко всему прочему, при отказе двигателя на кукурузнике можно просто безопасно планировать.

Наш Кукурузник попал в книгу Рекордов Гинесса как самый долго эксплуатируемый самолет в мире (производится больше 65 лет), к тому же, это большой одномоторный биплан в мире и самый массовый многоцелевой самолет. Сейчас Ан-2 выпускается только в Китае под именем Фонг Шу-2.

Так что получается, прозвище «кукурузник» еще надо заслужить. И прозвище это — уважительное.

Поделиться:

Читайте также:

комментария 3

  1. Анонимный:

    Так почему же кукурузник, тема не раскрыта.

  2. Artem Klementyev:

    Интересные факты об использовании Ан-2 в Корейской войне
    http://art-klementyev.livejournal.com/13622.html

  3. Анонимный:

    Познавательно, спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *