Рисунки на самолетах
Сейчас каждая авиакомпания старается выделиться на фоне конкурентов и для этого раскрашивает свои самолеты. Иногда даже в одной и той же компании самолеты могут быть раскрашены по-разному. Часто используется довольно замысловатая графика.
Что касается военной авиации, все должно быть намного скромнее. Но не тут то было.
Рисунки на самолетах
Конечно, для боевых самолетов не предусмотрена индивидуальная раскраска. В первую очередь краска защищает материал от внешней среды, во-вторую — служит целям маскировки, есть еще опознавательная функция (специфическая окраска и эмблемы авиационных частей, и, конечно, государственные опознавательные знаки). Но вот развлекательной составляющей никто не предусматривал. Ну ничего, сами сделали.
Всю авиационную символику можно условно разделить на две части: эмблемы и цвета авиационных частей и подразделений и личные эмблемы пилотов и даже конкретных самолетов. Иногда, у самолетов могут быть и имена собственные , особенно крупных.
Первая мировая
Во времена Первой мировой войны о маскировке самолетов не заботились, поэтому раскрашивали самолеты так, чтобы отличать своих от чужих. Ну и для пафоса, конечно. В то время, когда обшивка летательных аппаратов была хлопчатобумажной, почти как холст для художника (хотя холст обычно изготавливался из льна, а не хлопка).
Самым знаменитым можно считать самолет Манфреда Альбрехта по прозвищу «Красный барон». Немецкий асс Ганс Бенинг летал на самолете покрашенном в бело-голубые полосы (цвета Баварии) с изображением туза пик на фюзеляже, у итальянца Франческо Баракка, на фюзеляже был изображен вздыбленный конь черного цвета, который в последствии стал эмблемой Феррари.
В то время внешний вид самолетов должен был либо выражать характер конкретного пилота, либо использовались родовые гербы и цвета в том случае, когда пилоты были «голубых кровей».
Вторая мировая
Самый интересный. Расцвет авиационной графики. Именно во вторую мировую появились те самые рисунки на самолетах как виды искусства: nose-art, tail-art, pin-up. У целых авиационных подразделений (а не только выдающихся пилотов) начал развиваться собственный стиль.
- nose-art — это рисунки на носу самолета
- tail-art — рисунки на хвосте, вертикальном стабилизаторе
Некоторые эскадры, авиа группы эскадрильи получили свой характерный и узнаваемый стиль раскраски самолетов, другим повезло меньше. Но рисунки использовались не просто в качестве идентификации, это была уже новая авиационная геральдика.
И правда, если уж у каждого рыцаря был собственный герб, то почему его не должно быть у пилота или даже отдельно взятого самолета?
В это время уже нужно разделять рисунки на самолетах две категории
- Официальная символика подразделений
- Свободное творчество, индивидуальная символика самолета
В первом случае, речь идет опознавательных знаках определенного подразделения (например, эмблемы эскадрилий) независимо от того в каком стиле они выполнены и на коком месте нарисованы, а во втором — об индивидуальных особенностях раскраски конкретного самолета (личные эмблемы пилотов или уникальная символика конкретного самолета).
Конечно, в разных странах командование смотрело на такие художества по-разному, где-то строго, как в СССР или Японии, а где-то творчество и вовсе поощрялись, как, например, в США.
США
Авиационная символика в американских ВВС самой развитой. И эмблемы подразделений и личные эмблемы пилотов и просто картинки «для души».
Может показаться, что у американцев просто было очень много краски и еще больше времени. Но это немного не так. Главным отличием была позиция командования USAF. Кто-то когда-то решил, что такое творчество благоприятно влияет на боевой дух пилотов и… не стал запрещать рисовать на самолетах.
Больше всего рисовали на бортах бомбардировщиков. Просто на большем самолете больше места. Также больше экипаж, среди которого может оказаться самозваный художник (или не самозваный, а очень даже одаренный и дипломированный).
Много места, конечно на крыле, но так никто рисунок не увидит, поэтому все красивое размещали именно на фюзеляже.
Самолеты с именами
Конечно, большинство рисунков на самолетах не очень хорошего качества, рисовали кто как мог. Но, тем не менее, искусство есть искусство.
Имя и символ на фюзеляже придавали боевой машине индивидуальность, было проще поверит в свою удачу, в то, что самолет тоже живое существо, а не бездушный механизм. Вполне закономерно, что самолеты с именами, в основном были большими — дальними бомбардировщиками (имена даются только крупным кораблям, у катеров только номера).
Среди американских пилотов бомбардировщиков было принято давать своим машинам женские имена и рисовать, конечно, женщин. Очень привлекательных и не очень одетых.
А что еще могут нарисовать молодые парни вдалеке от дома? В первую очередь — голых девушек. Часто попадались и персонажи из мультфильмов, символы удачи, карикатурное изображения противника, недостаток навыков изобразительного искусства часто заменялся юмором, сатирой и старательностью.
Не только в бомбардировочной авиации увлекались расписыванием самолетов. Истребители тоже внесли свой вклад в это искусство. У некоторых истребителей были даже свои имена (что было свойственно скорее бомбардировщикам).
На фото ниже «Wicked Wabbit» (Злобный кролик, не rabbit, а webbit потому, что это подражание детскому произношению без «эр») и «Hun Hunter XVI» (охотник на гуннов, имеются в виду, конечно немцы, а не гунны-кочевники).
Великобритания
Британцы старались не отставать от заокеанских коллег, все-таки они могли наблюдать рисунки на бортах американских самолетов ежедневно. Но такого мощного развития в Англии искусство nose-art и tail-art видимо не получило. По крайней мере такого количества рисунков как на американских самолетах не было.
Зачем самолеты зубы акулы? Считается, что именно англичане первыми нарисовали на носу своих самолетов раскрытую акулью пасть. Впервые зубы у самолетов появились в 1939 году в 112-й эскадрильи, базирующейся в Африке. Большой воздухозаборника истребителя P-40 очень хорошо подходил для такого рисунка.
Германия
Каждое немецкое подразделение имело, кроме номера, еще и собственную эмблему и название. Например, пиковые тузы 53 истребительной эскадры Люфтваффе, червовые тузы 77-й или зеленые сердца 54 эскадры — «Grünherz».
Никуда, конечно, не исчезли (со времен Первой мировой) и личные эмблемы пилотов. Часто это были символы удачи, хищные животные и птицы, мифические существа, персонажи мультфильмов. Что интересно, не только американцы рисовали мультяшек на фюзеляжах.
Личной эмблемой Адольфа Галланда еще с воны в Испании был Микки Маус. А у Эрика Хартмана на носу был изображен стилизованный черный тюльпан. Конечно, личные эмблемы было необходимо заслужить, да и наносились они в установленных местах и рисовались совсем небольшими.
Так что у немцев все было аккуратно и не броско. Как полагается в армии. Таких фривольных рисунков на самолетах Люфтваффе как в США не было.
СССР
В советской авиации таких вольностей не допускали. Если на боевых самолетах и появлялись необычные изображения, то чаще всего это были дарственные надписи или патриотические лозунги. Например: «От колхозников колхоза «Сигнал революции».
Но бывали и исключения. У самолета «Маэстро» из фильма «В бой идут одни старики» существовал прототип, правда не истребитель, а штурмовик Ил-2 Василия Емельяненко, у которого действительно было музыкальное образование. Есть даже исторические фотографии этого самолета с нотами на фюзеляже.
Или самолет Леонида Гальченко с черной кошкой на хвосте, змея на хвосту самолета Фотия Морозова, зубастый Як Михаила Мазана, молнии на фюзеляжах, авиаполка Нормандия Неман…. Но все же это скорее исключения, а не правило, в отличие от самолетов американцев.
Почему же в США и Британии рисунки на самолетах были так распространены, а в СССР — нет?
Все дело в том, что командование союзников считало такую практику положительно влияющей на эмоциональное состояние экипажей, а в СССР считали, что разрисованные самолеты привлекают слишком большое внимание противника, фактически дразнят его, к тому же, на первом месте должна быть дисциплина, а не личные заслуги. И главное, самолеты с индивидуальными признаками — просто находка для разведки.
Вот и не жаловали «художников» в советских ВВС, только особенно отличившиеся пилоты могли наедятся что рисунок не будет закрашен.
Япония
В японских ВВС ни о каких девушках на самолетах, животных или мифических существ не могло быть и речи. Максимум, что позволялось японским пилотам и обслуживающему персоналу, это скромная стилизация номеров эскадрилий или, каллиграфические надписи на фюзеляже. В остальном раскраска самолетов была очень скромной. В основном символика подразделений или философские символы, причем традиционно вся графика была не броской и даже символы победы (сбитые противники) рисовались маленькими.
Стиль нин-ап
Стиль pin-up — это название незамысловатого искусства 20-ого века. Название хорошо отражает суть pin — это булавка, а pin-up — прикалывать или пришпиливать. Изображения красивых девушек из журналов и календарей вырезались и пришпиливались на стену. Для красоты.
Естественно, что для того чтобы нарисовать что-то на борту самолета нужен был пример. Фотографии красоток из журналов чаще всего и перерисовывались авиа-художниками, ведь живую модель на аэродроме было найти непросто. Так и слился в истории стиль пин-ап и авиация Второй мировой.
Конечно на самолете рисовали не просто модель из журнала, а добавляли советующие военному и авиационному контексту делали. Так что эти рисунки вполне отдельный вид искусства, а не просто копии.
Знаменитая «Мемфисская красотка» приобрела известность не на войне, а благодаря снятым про этот бомбардировщик двум фильмам. Образ красотки был создан настоящим художником, Джорджем Петти, одним из соавторов стиля пинап.
Take-off time — это игра слов, одновременно означает «время взлетать» и «время снимать», что собственно и изображено.
Хоть P-38 и не бомбардировщик, а двухмоторный истребитель и место для симпатичной и не обремененной одеждой девушки нашлось. Борт с заводским номером 44-26981 и именем «Сладкая зайка» летает до сих пор. Американцы очень бережно хранят самолеты второй мировой.
Современная авиаграфика
Со времени Второй мировой воны прошло очень много лет, многое изменилось. Но рисуют на самолетах и сегодня. Правда уже с некоторыми ограничениями.
Как в ВВС США, как и в Королевский военно-воздушных силах изображения допускаются, но должны быть гендерно-нейтральными да еще и предварительно согласованными с командованием. Это значит, что больше никаких обнаженных девушек изображать нельзя и даже одетых — нельзя. Ведь это может не понравится женскому техническому персоналу и пилотам-женщинам, который теперь много.
Правда, в других странах о таких ограничениях не слышно. Эскадрилья ВВС Нидерландов «Диана» от своей символики, кажется, отказываться не собирается. Но нужно учесть, что речь идет скорее об установленной символике, а не о самостоятельном творчестве.
Зато качество современной авиационной графики намного выше, чем в прошлом веке. Самая яркая раскраска у самолетов предназначенных для авиа шоу. И пилотажные группы и отдельные машины выглядят очень красиво.
Также украшают «юбилейные» самолеты. Обычно ограничиваются только хвостовым оперением, но бывают и исключения.
У некоторых подразделений даже монохромные серые эмблемы выглядят просто замечательно. Например, 175 эскадрилья Lobos («Волки» в переводе с испанского) Национальной гвардии США.
Канадские королевские воздушные силы запустили целую программу «tail art» под именем Tails of Glory. Портреты знаменитых канадцев (и одна знаменитая собака) украсили множество хвостовых оперений, а самолеты получили собственные имена.
Если в прошлом веке японские ВВС отличались сдержанностью, то в 21-м по случаю особенной даты их самолеты получают роскошные ливреи.
Современный nose-art и tail-art
Несмотря на отличную официально утвержденную символику никуда не исчезла практика индивидуализации конкретных бортов. Все также появляются картинки на носах и хвостах боевых машин. Вот только теперь не бомбардировщики правят бал, а истребители и штурмовики. Хотя и на бомбардировщиках по прежнему можно часто увидеть nose-art.
Транспортная авиация пытается не отставать. Юбилейный «Геркулес».
Естественно, что законодатели моды на авиационную графику, американцы, по прежнему рисуют картинки.
По прежнему все хорошо и с чувством юмора у американских художников.
Ведь если очень хочется, можно писать картины на лючках с внутренней стоны.
Но, конечно, все новейшие модели где используется стелс-краска разукрашивать запрещается. Это F-22. F-23 B-2 на которых не следует ожидать появления нозарта еще долго. Поэтому и властвует в ВВС США нейтрально-серый цвет везде, кроме авиа шоу и праздников.
Во время войны в Ираке на штурмовиках A-10 Thanderbolt появились изображения акульей пасти прямо как во Вторую мировую. Уж очень сам формат самолета этому располагает («противотанковая» пушка GAU-8 «Эвенджер»). Попадаются и стильные изображения и головы змеи на носу штурмовика.
Гражданские авиакомпании не ограничены почти ничем. Часто окрашивается вся поверхность и ливреи пассажирских самолетов производят неизгладимое впечатление.
Хотя, это уже не совсем то кустарное искусство середины прошлого века, мы по прежнему зовем его ноуз-арт и тейл-арт. А в некоторых авиачастях сохранились традиции прошлого.
Официальные эмблемы и цвета подразделений тоже заслуживают внимания. Истребительная эскадрилья под номером 100 Национальной гвардии США носит прозвище Red Tails и повторяет расцветку 332 группы «Таскиги» времен Второй мировой войны (в состав этой группы входили эскадрильи под номерами 99, 100, 301 и 302).
99-ая была первой истребительной эскадрильей сформированная из чернокожих американцев. До создания 332 группы считалось, что чернокожие не могут служить пилотами, потому, что их умственные способности ниже, чем у белых. Но истребители сопровождения с красными хвостами показали результаты намного выше ожидаемых.
А вот 103 ударная (состоит из истребителей-бомбардировщиков) эскадрилья «Jolly Rogers» обзавелась такой официально символикой, рядом с которой любое творчество будет смотреться бледно. Череп и кости на хвостах самолетов здесь очень кстати.
Во-первых, это палубные самолеты, то есть к морю и пиратам отношение имеют, во-вторых символ более чем узнаваемый. Интересно, что череп и кости был символом другой эскадрильи 84-й. Но она была расформирована в 1995 году, и тогда командование 103-й попросила эмблему себе.
И все таки, это как раз тот случай, когда можно уверенно заявить что-то вроде «раньше было лучше». Стили ноуз-арт и тейл-арт прошлого века были свободным творчеством людей рискующих жизнью на войне, пусть несколько корявым и наивным, но индивидуальным.
В 21-м веке кроме больших возможностей появились и ограничения, диктующие что, и по какому поводу рисовать, заставляющие аэродромных художников писать свои картины там, где их почти никто не увидит.