Как американцы сбили пассажирский самолет

Эта история произошла в 1988 году в Персидском заливе. Это было давно, но история интересна и сегодня. Прежде всего потому, что дает понять как совокупность неправильных действий может «победить» даже самую надежную, казалось бы, систему и привести к катастрофе, которую никто не хотел.

Как американцы сбили иранский самолет

Итак, 3 июля 1988 года ракетный крейсер США «Винсенс», класса Тикондерога находился в Персидском заливе и вел бой с иранскими катерами.

Корабль был спущен на воду в 1984 году, и был на момент инцидента весьма хорошо оснащен, а ПВО корабля управлялось системой Иджис (Aegis).

В 10:17 по иранскому времени из аэропорта Бендер-Аббас взлетел пассажирский лайнер Airbus A300 рейс №655 с 306 пассажирами на борту и лег на курс по направлению к аэропорту Дубай. Так случилось, что на пути у авиалайнера оказался боевой корабль ВМС США.

На радаре крейсера «Винсенс» (Vincennes) конечно же увидели отмету приближающегося самолета, но не могли знать, что это за самолет. Аэропорт Бендер-Аббас использовался и гражданской и военной авиацией Ирана и на нем как раз находились тяжелые истребители F-14 Tomcat проданные США Ирану еще до конфликта.

Ракетный крейсер Винсенс класса "Тикондерога"

Ракетный крейсер Винсенс класса «Тикондерога»

Как сработала система ПВО

Офицер ПВО Андерсон видит на экране радара только метку цели, он знает высоту и скорость, но тип цели знать не может. Поэтому он запрашивает самолет с помощью IFF (система «свой чужой», Identification, friend or foe) и получает код 3 (режим Mode III), этот код используется и военными и гражданскими, все остальные (1, 2, 4 и 5 используются только военными воздушными судами, а коды 4 и 5 только самолетами НАТО).

Поэтому, офицер сверяется с расписанием полетов и видит, что в это время гражданских рейсов нет.

Дело в том, что самолет вылетевший из Бендер-Аббаса задержался на 27 минут из-за проблем с одним из пассажиров. К тому же на борту корабля используют бахрейнское время, которое отличается на пол часа от иранского.

Экипаж корабля находился в боевой обстановки и вполне логично было предположить, что на помощь иранским катерам был отправлен F-14. Офицер ПВО попытался связаться с неопознанным самолетом по радио на военной частоте. Ответа, естественно, не получил.

Гражданские самолеты военные частоты не используют.

F-14 Иранских ВВС

F-14 Иранских ВВС

Судя по отчету ICAO было предпринято 7 попыток связаться с пассажирским самолетом, 3 из которых на аварийной частоте (121,5 МГц), остальные на военной. В отчете экипажа Винсенс сказано об 11 попытках из которых 3 были на аварийной частоте, а остальные на военной.

Конечно, запросы на аварийной частоте пилоты иранского лайнера слышали, но посчитали, что обращаться не к ним.

В то же время в воздухе находится самолет ВВС Ирана P-3 «Орион» с которым у экипажа американского крейсера уже был радио контакт и «Орион» сообщил, что его цель поисковая и приближаться к судну он не будет.

Экипаж гражданского лайнера знает об «Орионе» и считает, что обращение «Неопознанное судно…» относится именно к «Ориону», ведь радиолокационный ответчик на борту включен, на Аэробусе уверены, что они не могут считаться неопознанными.

К тому же в радиопереговорах называется скорость 350 узлов, а скорость гражданского самолета ровнялась 300 узлам. Дело в том, что радист американского судна называл путевую скорость самолета (относительно корабля), а экипаж авиалайнера определяет свою скорость как приборную (то есть относительно воздуха).

Экипаж иранского пассажирского самолета был уверен, что военный корабль США обращается не к ним, а экипаж крейсера, что неопознанный самолет не отвечает потому, что это вражеский самолет.

На крейсере нет радиопередатчика работающего на гражданской частоте (!), на корабле не могут слышать переговоры гражданского экипажа с диспетчером, иначе, они бы поняли, что «неопознанный» самолет является пассажирским.

В своих запросах экипаж крейсера не использовал идентификатор лайнера который получил при запросе IFF.

Перед полетом диспетчер выдает пилоту четырехзначный код (от 0000 до 7777), который тот должен установить на радиолокационном ответчике. Если диспетчер не выдаст код, пилот установит стандартный — 7000. Если радиосвязь на борту самолета не функционирует, пилот установит код 7600. У иранского лайнера код был установлен 6760.

Через некоторое время на крейсере начали получать от самолета сигнал 2 с кодом 1100, что соответствовало военному самолету.

Как получилось, что сигнал изменился? Экипаж крейсера оставил метку на том же месте, где она была во время первого запроса, рядом с аэропортом и система получила сигнал от иранского боевого F-14 готовящегося к взлету.

Еще через некоторое время, на борту крейсера снова получают сигнал от приближающегося самолета.  Все правильно, самолет гражданский…

Или это боевой F-14  который пытается притворится гражданским? Лейтенант Маултфорд предупреждает капитана, что, возможно, они ошибаются считая, приближающийся самолет военным. Капитан на следствии подтвердил, что слышал это предупреждение.

Неопределенность

Аэробус продолжает молчать и приближается к американскому кораблю. На судне продолжают считать, что скорее всего их атакует иранский боевой самолет. Лейтенант Скот Лустек запрашивает разрешение капитана корабля атаковать самолет. Капитан корабля решает, что атаку он произведет если «неопознанный самолет» приблизится к кораблю на расстояние 20 морских миль.

Когда самолет приближается на 20 миль, экипаж снова запрашивает разрешение на атаку. Но капитан дает отрицательный ответ, он все еще сомневается, не зная наверняка гражданский это или военный самолет.

Но тут один из офицеров сообщает, что самолет начал снижение. Однозначно, это заход в атаку, решают на корабле. По радио самолет предупреждают о том, что он находится в опасной зоне и будет атакован — ответа нет.

Когда самолет приближается на расстояние 9 морских миль, капитан Уильям Роджерс отдает приказ открыть огонь. Пока две ракеты SM-2 летели на встречу пассажирскому лайнеру, с крейсера Винсенс продолжали попытки связаться с самолетом на военной частоте.

Если бы ответ был получен и самолет идентифицирован как гражданский, ракеты были бы уничтожены до поражения цели. Но ответ просто не мог быть получен.

Зенитные ракеты класса SM-2

Зенитные ракеты класса SM-2

В 9:54, по местному времени крейсера Винсенс цель была поражена.

Еще один интересный факт, когда американцы вели бой с иранскими катерами они были уверены, что находится в нейтральный водах, хотя позднее выяснилось, что корабль на 4 км зашел в территориальные воды Ирана.

Если бы…

Если бы на борту корабля была радиостанция настроенная на гражданскую частоту, экипаж бы понял, что к ним приближается пассажирский самолет и смог бы связаться на гражданской частоте с ним (после этой катастрофы военные корабли США снабдили такими радиостанциями).

Если бы при попытке связи с самолетом радист использовал его код IFF 6760, пилоты поняли бы, что сообщение отправленное на аварийной частоте относится к ним. Но в инструкциях для военный США не было требования использовать этот код.

Но последняя ошибка приведшая к трагедии заключалась в том, что кто-то из команды сказал, что самолет снижается и набирает скорость (то есть начинает атаку). Как показало расследование, самолет не снижался, а набирал высоту.

Экипаж пребываю в стрессовой ситуации во время ведения боя с катерами верил в то, что их атакует F-14 и поэтому принял «желаемое» за действительное.

Система Иджис предоставила правильные данные, как это обычно бывает, главную роль сыграл человеческий фактор. Тем не менее следователи пришли к выводу, что капитан действовал правильно, исходя из той информации которая ему была доступна.

И экипаж и капитан получили награды. Но не смотря на это, и капитан Роджерс, и лейтенант Лустек уволились со службы. Ни технологии ни инструкции не в состоянии предотвратить трагедию, когда ошибку совершают люди.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Red:

    Удивительная история, капитан конечно чувствовал подвох, но устав…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *