Что такое конвертоплан? V-22 Osprey

Что такое конвертоплан? Это гибрид самолета и вертолета. Он сочетает в себе достоинства обоих видов летательных аппаратов, но, что интересно, имеет и свои уникальные недостатки.

Идея создать летательный аппарат, умеющий взлетать и садиться как вертолет и выполнять горизонтальный полет как самолет с той же скоростью (а скорость вертолетов ограничивается их конструкцией) и дальностью, лежит на поверхности. Но прошло очень много времени, прежде чем удалось воплотить ее в реальность.

Конвертоплан V-22 Osprey (Bell/Boeing)

Конвертоплан Bell Boeing V-22 Osprey

Немножечко истории

Конечно скрестить вертолет и самолет инженеры решили уже давно, но такие варианты как «автожир» либо «винтокрыл» как-то не подошли. Точнее сказать, не сложилось с их эффективностью, так как в каждом из режимов (самолетном и вертолетном, что-то было лишним). А вот вариант конвертоплана, у которого одни и те же винты работают и как несущий винт и как толкающий в режиме самолета, казался очень удачным.

Варианты летательных аппаратов с поворотными двигателями предлагались еще в 30-х годах 20-ого века. В 1936 году Курочкиным («Сокол»), в 40-х годах в Германией компанией Focke-Achgelis был даже создан макет конвертоплана Fa 269, который, по понятным причинам, создать не успели.




Были еще идеи самолетов устанавливаемых вертикально (то есть носом вверх). Некоторые из таких вариантов даже испытывались (Convair XFV-1 или Ryan X-13 Vertijet). Но после нескольких «посадок на хвост» от идеи отказались.

Первым удачным конвертопланом можно считать Ryan Hiller ХС-142А который совершил первый полет в 1964 году, но в серию так и не пошел, хотя и умел летать даже хвостом в перед.

Конвертоплан Ryan Hiller ХС-142А

Ryan Hiller ХС-142А

В 1951 году за дело взялась компания Белл и построила экспериментальный Белл XV-3 в который через 3 года сумел перейти их вертикального в горизонтальный полет, а в 1961 — Bell X-22, который также не нашел своего места в небе.

Как, впрочем, и французский Nord 500 Cadet, и немецкий VC-400 и многие другие включая XV-1, XV-2 Мак Доннел Дуглас и советский конвертоплан Ми-30. В СССР название для такой машины другим — «винтоплан», но суть оставалась той же — гибрид самолета и вертолета. Но дальше расчетов дело не пошло, так же как и в случае другого советского конвертоплана Ка-22, оба остались только на бумаге в виде эскизов и расчетов.

Но в Белл не сдавались, в 1977 году первый полет совершил XV-15 (Model 301). А в 1981 году к работе подключилась и Боинг, точнее подразделение Боинг Вертол, так появился XV-15S который стал прототипом того самого V-22 Оспри.

Конвертоплан V-22 Osprey

Первый полет Bell Boeing V-22 Osprey совершил в 1989 году, а на вооружение был принят только в 2005.

В настоящее время V-22  является единственным серийным конвертопланом, который способен разогнаться до 565 км/ч и подняться на высоту 7,6 км. И главное, V-22 не нужна взлетная полоса как самолету, но скорость у него вполне самолетная. Он существует в трех вариантах: десантном, спасательном и противолодочном. Osprey и не вертолет и не самолет, это отдельный тип летательного аппарата. Первый в своем роде (если не считать прототипы).

Применение у летательного аппарата сугубо военное, но…

К 2016 обещает подоспеть гражданский и более легкий конвертоплан AgustaWestland AW609, до определенного времени носивший имя Bell/Agusta (без Белл тут никак не могло обойтись).

Agusta Westland AW609

Agusta Westland AW609

AW609 также будет разгонятся до 510 км/ч, но вместе 24 десантников будет везти 9 пассажиров и 2,5 тонн груза.

V-280 Valor

Военные же ждут новую модель V-280 Valor от Bell/Lockheed. В этот раз поворотной являются не вся гондола двигателя, а только винты.Это должно избавить инженеров от некоторых проблем с двигателями, которые есть у Оспри сегодня.

V-280 Valor

V-280 Valor

В 2019 году испытания V-280 Valor все еще продолжаются. Его смогли разогнать до скорости 518 км/час, а рассчитан он на перевозку 4,5 тонны груза, на полтонны меньше, чем у предшественника. А вот практическая дальность должна возрасти до 3900 км, на 48% больше, чем у V-22.

Как работает конвертоплан

Почему же для создания конвертоплана прошло так много лет? Проблема заключалась именно в гибридности конструкции. Самым сложным и небезопасным является как раз переход из одного режима в другой.

Оказалось, что без современных автоматических систем управления создать надежный конвертоплан невозможно. Именно проблема с поворотом двигателей влекла за собой самые сложные технические проблемы и этот же поворот создавал наибольшую опасность приводившую и к реальным катастрофам во время испытаний.

Даже сейчас, пилоты вертолетов переучивающиеся летать на Osprey жалуются, что в режиме вертолета и в режиме самолета одни и те же органы управления отвечают за разные функции.

Единственный серийный конвертоплан

Единственный серийный конвертоплан

Тем не менее Osprey — первый и пока единственный серийный конвертоплан в мире.

Поделиться:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *