Надписи на самолетах

Что говорят надписи и маркировки на боевых и гражданских самолетах. Часто на авиационной технике можно увидеть загадочные символы, значение которых не сразу становится ясно. Давайте разбираться, что значат все эти знаки, они совершенно не секретные, хоть информации о них очень мало. Будет интересно.

Среди технических символов, значки предупреждающие об опасности, очевидно, самые важные. И это правильно, ведь такая маркировка должна быть информативной, понятной и заметной для всех, наземного персонала, пилотов и даже простых зевак, на случай если они забредут на аэродром.Rafale M

Забавно, но внешний вид специальных знаков и технических надписей на самолетах практически не отличается. По всему миру, независимо от того, какой стране принадлежит самолет. Для авиатехники стран НАТО, очевидно, что стандарты будут общие. Но и на советских (а теперь и на самолетах бывших республик СССР) и на китайских и на многих других обозначении очень похожие, и на боевых и на пассажирских воздушных судах. Хотя, что тут удивительного, если эти надписи означают одно и то же.

Треугольник с надписью «danger ejection seat»

Проясняет смысл предупреждения другой вариант надписи в треугольнике «explosive canopy and seat», размещается возле фонаря боевого самолета. Что же он означает? Дело в том, что фонарь самолета и само катапультное кресло во время катапультирования отстреливаются с помощью пиропатронов. Случайная активация катапульты может закончится серьезной травмой или даже смертью.

Красный треугольник с надписью "danger ejection seat" на самолете

Это фюзеляж истребителя Eurofighter немецких ВВС, отсюда надпись Gefahr дублирующая английское Attention и французское Danger

Так как катапультами оснащаются только военные самолеты, на борту пассажирских лайнеров такие маркировки не встретить.

На самолетах советского производства маркировка несколько отличалась. Тот же красный треугольник, но вместо текста наглядная картинка с пламенем вырывающимся из-под катапультного кресла и надпись «Опасно». Обозначение в виде перевернутого треугольника можно встретить  на китайских, и на японский, и на индийских… В общем, на всех истребителях катапульта обозначена примерно одинаково. Отличается только язык написания текста. У немцев это — Gefahr у итальянцев — Pericolo у французов — Danger… Но треугольник одинаковый у всех военно воздушных сил.

Иногда, в добавок, может быть еще и рисунок виде изображения фонаря и красных стрелок, показывающий, что фонарь отстреливается.

На современных боевых самолетах вся техническая маркировка может быть выполнена в «низкоконтрастном стиле», то есть серым цветом, а может быть и традиционной для символов опасности желтой или красной. Суть предупреждения от этого не меняется.

Загадочные маркировки на f-35B

Весь набор загадочных обозначений на F-35B

Треугольник или клин с надписью «danger» или «danger jet intake»

На советских самолетах просто была надпись «Опасно» на красном клине. Тут, конечно очевидная опасность. Тяга у авиационных двигателей просто огромна, вполне достаточна, чтобы занятность в воздухозаборник человека или сдуть его, если подойти к двигателю со стороны сопла. Это очевидно, но аэродроме всегда очень шумно и услышать работу двигателя не всегда возможно. Поэтому опасные зоны маркируются такими надписями.

Красная полоса на двигателе самолета Danger Jet Intake

Двигатель General Electric F110-GE-400 этого F-14 мог развивать тягу от 61 тонны в нормальном до 124 тонн в форсажном режиме

И у боевых и у гражданских самолетов есть подобные предупреждающие надписи. Просто они немного отличаются в зависимости от конструкции.

Красная линия на двигателе отмечает опасную зону

Красная линия на двигателе отмечает опасную зону, такая же есть перед и за двигателем на фюзеляже

Стрелка «rescue»

Эта стрелка указывает на люк за которым находится рычаг активации аварийного сброса фонаря. С его помощью фонарь самолета можно отсоединить с внешний стороны, если требуется срочный доступ к кабине пилота, например, для его спасения.

Стрелка rescue на самолете

Тут даже инструкция сразу на фюзеляже написана

На французских самолетах на стрелке будет написано souvatage, на испанских rescte,а на немецких notfall rescue, смысл один и тот же. На советской авиатехнике было написано «открытие фонаря без воздуха».

Технические надписи на советских самолетах

No step / не наступать

Тут все просто, технические надписи на самолетах должны быть понятными и однозначными. Буквально написано то, что делать не нужно. Так обозначается место на которое нельзя наступать. Обычно это подвижные части: закрылки, элероны, переднее горизонтальное оперение. Все те части, с которых авиатехник гарантировано упадет, если попробует наступить.

Также такая маркировка может быть в местах, где обшивка тонкая и есть шанс ее повредить. Часто ограничиваются перечеркнутым символом отпечатка подошвы, как например, на французском Рафаль. Чтобы даже без знания языка было очевидно.

Глядя на фотографию может показаться, что такая маркировка лишняя, ведь и так понятно, что «туда» не наступишь, опора не надежна, но это не так. При нормальном давлении в гидравлической системе и закрылки и предкрылки и элероны и ПГО могут выдерживать нагрузки гораздо большие, чем может оказать вес человека. Но стоит отключить насосы гидросистемы и все это безвольно повиснет.  В некотором промежутке времени такие места могут казаться вполне надежной опорой, а через мгновение, уже являться источником опасности.

Заначек радиационной опасности

Казалось бы, что делает знак «радиоактивно» на фюзеляже самолета? Откуда радиация? Эта маркировка указывает на РЛС (радио локационную станцию) которая генерирует электромагнитные волны с очень высокой энергией, что в свою очередь, может сильно навредить здоровью, если человек окажется на пути такого излучения. Почему электромагнитные волны обозначаются знаком радиация? Потому, что ионизирующее гамма-излучение и есть электромагнитные волны и опасны о ни тем, что вы взывают лучевую болезнь, так же как и альфа и бета радиация. То есть он означает тот же источник потенциальных проблем, которую представляет собой «обычная» радиация.

То есть знак «радиационная опасность» указывает на наличие антенны, находится рядом с которой во время ее работы не стоит.

Также такой символ может указывать на датчик обледенения, который использует радиоизотопный метод. Но такие датчики встречаются довольно редко.

Странный символ на том F-16, это всего лишь маркировка для обозначения горловины топливного бака для дозаправки в во-духе.

Странный символ на том F-16, это всего лишь маркировка для обозначения горловины топливного бака для дозаправки в во-духе.

Есть еще много совершенно очевидных технических надписей значение которых никакой загадки не представляет. Например, подписи на лючках, указывающие, что именно находится за ними или указания поворота рычагов «закрыто», «открыто», напоминание о необходимости вынуть предохранительную чеку перед взлетом и тому подобные технические надписи. Полезные, но не такие интересные и загадочные.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *