Лучший пассажирский
Какой пассажирский самолет самый лучший? Для начала нужно определиться, в чем именно лучший. Сейчас вы узнаете историю лучшего самолета с точки зрения его вклада в развитие авиации.
Именно он был тем прорывом, благодаря которому сегодня каждый (или почти каждый) может себе позволить летать, а не ездить. Чтобы решить какой пассажирский самолет лучше, нужно вернуться назад в прошлое…

Douglas DC-3
Легендарный самолет
Эта история началась в далеком 1935 году, когда в воздух впервые поднялся DC-3 (Douglas Commercial) разработанный в компании Douglas Aircraft. Хотя конечно все началось не с первого полета, а со странного заказа.
Компания American Airlines заказала у Douglas постройку необычного самолета. Это должен был быть вариант уже успешного в то время DC-2, но только не с обычными пассажирскими сидениями, а со спальными местами. Сам Дональд Дуглас не очень то верил в успех такого предприятия, но вызов принял. В результате появился Douglas Sleeper Transport, самолет с кроватями для комфортного путешествия. Но, как и считал Дуглас, успеха у пассажиров он не имел. А вот его брат-близнец, наоборот.
Вариант авиалайнера без спальных мест назвали DC-3 и он стал первым коммерчески успешным самолетом именно благодаря тому, что American Airlines требовали свои кровати.
Инновации
Дело в том, что разместить 16 кроватей в фюзеляже DC-2 было невозможно и инженеры в Дуглас спроектировали новый самолет с революционной технологией — круглым в сечении фюзеляжем.
Все предшественники нашего героя имели более-менее прямоугольные формы и этого было достаточно. Но геометрия неумолима. Площадь круга с диаметром 2 метра (6,28 м. кв.) больше, чем площадь квадрата с такой же стороной (4 м. кв.) — более чем в полтора раза.
К тому же, динамические и статические нагрузки круглая форма выдерживает лучше, да и для аэродинамики какое-никакое преимущество. Но это было не единственной инновацией. DC-3 был первым пассажирским самолетом со стреловидным крытом и первым, использовавшим закрылки.

Форд Тримотор с квадратным сечением фюзеляжа
Достаточно взглянуть на другие самолеты той эпохи, чтобы увидеть насколько созданная в компании Дуглас машина была более совершенна. Максимальная скорость достигала 368 километров в час, а крейсерская — 297 км/ч. Дальность полета была феноменальной — 2160 километров. Ближайший конкурент от Боинг выглядел скромнее.
Boeing 247 развивал максимальную скорость 320 км/ч, но крейсерская была больше, чем у Дуглас — 304 км/ч, дальность полета — 1200 километра (в 1,8 раза меньше) при том, что Боинг перевозил всего 10 пассажиров, а Дуглас — 18 (позже вместимость выросла до 20-28 пассажиров)!
Правду сказать Boeing 247 проигрывал еще Douglas DC-2. Скорость которого составила 338/306 км/час при дальности 1740 км и 14 пассажирах в салоне.
Для коммерческих пассажирских перевозок DC-3 подходил идеально. Он был быстрым, летел дальше и перевозил больше пассажиров. Поэтому авиакомпании предпочитали его.
Боинг выпустили 75 бортов и свернули производство, а Дуглас — около 16 000 (по другим данным 18 000).

Главный конкурент – Boeing-247
Чем знаменит Douglas DC-3
Но лучший пассажирский самолет в истории, не значит ни самый быстрый, ни самый большой, даже не самый экономичный. А что же делает самолет лучшим? То, что все параметры находятся в хорошем соотношении и то, что машина появляется в нужном месте в нужное время.
Вклад DC-3 в развитие пассажирской авиации сложно переоценить. Это был первый коммерчески успешный пассажирский самолет. До него перевозка пассажиров была убыточной.
Основная прибыль авиакомпаниям приносила перевозка почты, а не пассажиров. Те же, кому не достались государственный заказы, могли рассчитывать только на государственные же дотации. Авиабилеты стоили очень дорого. Перелет с одного побережья США на другое стоил как половина новенького автомобиля Ford Model T при том, что длился он около двух суток, так как самолету приходилось садится на промежуточные аэродромы для дозаправки.
Также DC-3 был первым самолетом с шумоизоляцией салона. Даже кондиционирование было предусмотрено (забортным воздухом, который не охлаждался, но подогревался в зимнее время).

Интерьер салона
Быстрый, экономичный, надежный самолет совершил революцию на рынке. Объемы перевозок по США с 1936 по 1941 год выросли на 600%. Пассажирская авиация стала бизнесом приносящим ощутимую прибыль, а авиабилеты стали доступными.
Это главная заслуга DC-3, именно поэтому его можно смело называть лучшим пассажирским самолетом в истории. Именно с этой модели и началась настоящая гражданская авиация.
Во время второй мировой войны большинство пассажирский самолетов было переоборудовано в транспортные и отправлено на фронт. Специально построенные военно-транспортные Дугласы назывались C-47 «Skytrain» (Небесный поезд). Трудяга возил уже не два десятка пассажиров а 28 десантников в стандартных ситуация. В нестандартных — больше. Зафиксирован случай перевозки 60 раненых.

DC-3 в Великобритании называли «Dacota»
После окончания войны наш герой еще раз сыграл свою большую роль в качестве гражданского воздушного судна. Тысячи демобилизованных C-47 стоили так дешево, что практически любой бизнесмен мог купить себе самолет и открыть авиакомпанию. Так и случилось, именно Дугласы стали основой региональных авиаперевозок. Они были недороги и для них уже были подготовлены сотни пилотов вернувшихся с войны.

DC-2 – предшественник легенды
DC-3 за границей
Лучший пассажирский самолет в истории… Настолько удачный самолет не мог оставаться только американским. В СССР он назывался Ли-2. Его производили по официальной лицензии, но кроме самих крылатых машин в СССР попала еще и прогрессивная технология плазово-шаблонной сборки, а советские инженеры прошли стажировку на американском производстве. В дальнейшем все это позволило поднять советское авиастроение на новый качественный уровень. В СССР Ли-2 выполнял ту же роль что и в США — надежной рабочей лошадки, которая также как и за океаном стала основой гражданских перевозок. С 1941 по 53 годы было построено 4937 Ли-2, которые успешно эксплуатировались вплоть до 70-х годов 20-ого века.

Советский вариант
Выпускался DC-3 и в Японии под именем Nakajima L2D, как и в СССР в японцы устанавливали на них свои двигатели. Но в отличие от Страны Советов Япония проиграла войну и выпуск аналога прекратился в 1945 году.
Этот самолет нельзя было бы назвать лучшим, если бы он не прослужил долго. DC-3 летает до сих пор. И не только в качестве восстановленных волонтерами музейных экспонатов. Он продолжает трудится в качестве транспортного самолета на грунтовых аэродромах по всему миру.
Лучший самолет
DC-3 — это самый массовый пассажирский самолет в истории. Всем известных Боингов 737 было выпущено «всего» 10 580 единиц, DC-3 — более 16 тысяч. Знаменитый Кукурузник Ан-2 мог бы с ним потягаться (18 тысяч штук), но Ан-2 изначально многоцелевой сельскохозяйственный, а не пассажирский.
Но главное, почему Дуглас можно назвать самым лучшим самолетом в истории, это то, что именно он и создал гражданскую авиацию. Он был надежен, безопасен, экономичен, легко управлялся и ремонтировался. Все то, что в современном мире считается эталоном для авиастроения. Он не был первым ни в чем, но он стал самым успешным благодаря идеальному балансу качеств которые появились в нужное время в нужном месте.
А есть статистика по ИЛ-14? Мне довелось на таком, пассажиром летать. Был ещё какой то чехословацкий, по моему тот же Дуглас, производимый по лицензии.
Украина. Далеко не богатая страна. В 2019 году только один Борисполь 15 000 000 пассажиров. Остальные аэропорты еще 5. население 40 000 или меньше. Если каждый летал по одному разу, это половина населения. Значит половина населения — богатое меньшинство??? Если каждый летал по 2 раза, то все равно никак не 5%.
Полет на пассажирском самолете совершали не более 5 процентов населения земли, даже в развитых странах больше 50% полетов совершается богатым меньшинством населения, в основном, ради развлечения.